Абитуриенту • ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
ОБУЧЕНИЕ ИНВАЛИДОВ
Главное меню - Абитуриенту
ФГБ ПОУ «Пензенский базовый медицинский колледж» Министерства здравоохранения Российской Федерации - один из трёх медицинских образовательных учреждений Российской Федерации, ведущих обучение инвалидов по слуху медицинским специальностям. Первый прием неслышащих студентов в Пензенский базовый медицинский колледж состоялся в 1994 году согласно Указу Президента России «О социальной защите инвалидов» и Распоряжению Министерства здравоохранения РФ.

 

За 18 лет было подготовлено более 200 специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху по специальности «Стоматология ортопедическая» и 58 - по специальности «Лабораторная диагностика». В настоящий момент в колледже обучаются 33 студента-инвалида по слуху в возрасте от 17 до 35 лет из 37 областей России.

 

В соответствии с комплексной Программой реабилитации студентов педагогическим коллективом проводится значительная коррекционно-образовательная работа, направленная на сохранение здоровья, функциональную адаптацию, личностно-ориентированное сопровождение учебного процесса, информационное обеспечение и социальную реабилитацию студентов-инвалидов.

 

dsc_0291 dsc_0053 dsc_0016

 

Это, безусловно, самым положительным образом сказывается и на учебной деятельности слышащих студентов, побуждая их постоянно улучшать свои показатели.

 

В соответствии с «Концепцией реабилитации студентов - инвалидов по слуху коллективом колледжа проводится большая коррекционно-образовательная работа, направленная на сохранение здоровья, функциональную адаптацию профессиональное личностно-ориентированное сопровождение образовательного процесса, информационное обеспечение, социокультурную реабилитацию инвалидов.

 

Вся реабилитационная работа постоянно подвергается корректировке с учетом индивидуальных особенностей студентов, коллектива группы. В колледже работают 6 сурдопереводчиков, которые являются и кураторами групп. Они осуществляют индивидуальную работу с каждым студентом, ориентированную на интеллектуальное, профессиональное развитие студентов-инвалидов по слуху.

 

dsc_0056 dsc_0168 img_0245

 

Адаптация первокурсников с нарушением слуха предполагает не только их адаптацию к учебному процессу, но и интеграцию со слышащими студентами. Чтобы интеграция прошла успешно, в нашем колледже создаются условия, и проводится целенаправленная работа по формированию личностных контактов. Большим потенциалом с точки зрения интеграции обладает именно внеурочная деятельность колледжа - это взаимодействие неслышащих и слышащих студентов при подготовке и проведении различных конкурсов, концертов, экскурсионные программы, занятия в студенческих научных обществах.

 

Обучить человека с нарушением слуха профессии - значит помочь ему осознать себя как личность, найти свое место в жизни.
В связи с этим педагоги нашего колледжа решают задачи, направленные на:

 

  • построение в студенческой группе отношений, создающих условия для создания образовательной и развивающей среды;
  • всестороннее развитие и становление личности, которое должно частично или полностью компенсировать ограничения жизнедеятельности инвалида и обеспечить ему конкурентоспособность на рынке труда.
  • усвоение студентами профессиональных знаний и умений, способов деятельности. На учебных занятиях наряду с преподавателем работает квалифицированный сурдопереводчик, который сопровождает объяснение учебного материала жестами и помогает его усвоить студентам.

 

dsc_0271 dsc_0014 img_0242

 

Преподавателями разрабатываются адаптированные учебные пособия, содержащие задания различного уровня и дающие учебный материал в доступной форме. Активно используются информационные компьютерные технологии: интерактивные задачи, обучающе-контролирующие компьютерные программы и т. д.

 

Кроме того, с 2011 года колледж реализует программу инклюзивного образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Данный комплекс мер подразумевает как техническое оснащение колледжа, так и разработку специальных методик, направленных на совместное обучение различных категорий студентов.

 

dsc_0296 img_0233 dsc_0289

 

Благодаря данным мерам процент трудоустройства наших выпускников составляет 90,6%, в то время как уровень занятости инвалидов по слуху в России не превышает 20%.

 


 

Услышать глухих!

Если слепота исключает человека из мира вещей,
глухота исключает его из мира людей.

Хелен Келлер

 

Я студентка уже 3а курса Пензенского базового медицинского колледжа. Еще на первом курсе я заметила среди основной массы студентов активно жестикулирующие группы ребят. Более близкое знакомство с глухими студентами произошло на парах физического воспитания, когда занятия в зале проходили в двух группах одновременно. Мы сидели на скамейках, а глухие ребята подсаживались к нам и пытались познакомиться. Сначала показывали что-то жестами, потом поняли, что мы не знаем жестовый язык. Все посмеялись, и нашли решение - написать в телефоне: «Привет, как тебя зовут?». Познакомившись, сразу же начали обмениваться контактами, номерами телефонов, аськами. Помню, я выучила на жестовом языке фразу «Привет! Как дела?». И потом, когда мы встречались в коридорах колледжа, таким образом приветствовали друг друга. А в ответ показывали рукой жест «о'кей». Было приятно чувствовать, что мы друг друга понимаем. Общаясь, я больше узнавала об особенностях неслышащих ребят: многие из них читают по губам, у кого-то сохранился совсем немного слух - они слышат с помощью специального аппарата. До сих пор с некоторыми из них продолжаем общаться, в основном, конечно, в социальных сетях.

 

В процессе подобного общения мой интерес к жизни глухих людей только обострился. Лишь на мгновенье я представила себя в абсолютнейшей тишине, и содрогнулась от этой мысли. Ведь слух - это чудесный дар, которым наделила природа. Без слуха невозможно воспринимать окружающий мир во всей полноте. Меня очень заинтересовал вопрос: как же глухие и слабослышащие люди живут среди людей без подобных отклонений в здоровье. Как им учится в колледже? Как они воспринимают окружающий мир?

 

Переходя с одного форума для глухих на другой и из переписки со слабослышащими студентами, я поняла, что в регионах России все-таки более сложная ситуация с обучением глухих детей, чем в городах-миллионниках. Ребят отрывают от семьи, устраивают в дальние школы-интернаты, где они находятся почти круглый год. А после интерната их отправляют продолжать обучение в учебное заведение, также далеко расположенное от родного города и близких людей. На сайте Всероссийского общества глухих (ВОГ) размещен список образовательных организаций - высших и средних профессиональных учреждений, где можно получить профессию. Одним из таких учреждений является Пензенский базовый медицинский колледж Министерства здравоохранения Российской Федерации.

 

География студентов-инвалидов по слуху нашего колледжа широка: от Калининграда до Сахалина. Пензенский базовый медицинский колледж - один из трёх медицинских образовательных учреждений Российской Федерации, ведущих обучение инвалидов по слуху медицинским специальностям. Первый прием неслышащих студентов в Пензенский базовый медицинский колледж состоялся в 1994 году согласно Указу Президента России «О социальной защите инвалидов» и Распоряжению Министерства здравоохранения РФ. За 19 лет было подготовлено более 200 специалистов из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху по специальности «Стоматология ортопедическая» и 58 - по специальности «Лабораторная диагностика». В настоящий момент в колледже обучаются 33 студента-инвалида по слуху в возрасте от 17 до 35 лет из 37 областей России.

 

Об особенностях обучения неслышащих и слабослышащих студентов в ПМК я узнала у директора колледжа Шахиной С.Г. По словам Светланы Геннадьевны, за время подготовки специалистов с ограничениями здоровья послуху в колледже сложилась определенная модель. Вхождение в социальную среду колледжа студента-первокурсника начинается фазой адаптации, которая представляет собой усвоение действующих норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности, а также интеграцию со студенческим окружением. В колледже разработана и реализуется программа адаптации студентов первого и второго курсов, мероприятия которой обеспечивают успешную адаптацию первокурсников к условиям учебного заведения.

 

 

yg3 yg4 yg2

Неслышащие студенты на занятиях в зуботехнической лаборатории

 

«Необходимо постоянно помнить о том, что профессиональное образование инвалида, не самоцель, а средство его профессиональной реабилитации, конечной целью которой является рациональное трудоустройство инвалида, достижение его экономической самостоятельности, - рассказывает Светлана Геннадьевна. И поэтому необходимо создавать в образовательном учреждении условия, обеспечивающих формирование не только необходимого социального опыта у обучающихся данной категории, но и условия успешной их интеграции в профессиональную среду. Нашим коллективом разработана и успешно реализуется программа социальной адаптации студентов-инвалидов по слуху в профессиональную среду, в основе которой лежит комплексный подход к профессиональной подготовке инвалида по слух.

 

Важную роль в обеспечении фазы адаптации играет институт кураторства. Кураторами групп, где обучаются студенты-инвалиды, являются сурдоперевродчики, которые сопровождают ребят во всех сферах их жизнедеятельности: учебной, внеучебной, бытовой, творческой и т.п. Сурдопереводчики сопровождают ребят на конкурсы профессионального мастерства, на стажировку».

 

Со стороны администрации колледжа ведется серьезная работа по сопровождению студентов-инвалидов по слуху. А как сами студенты оценивают условия обучения в колледже. Вот что говорит про обучение студент 1 курса специальности Стоматология ортопедическая, Михаил Балацун: «Поступил в базовый медицинский колледж, потому что там, где я жил нет учебного заведения для слабослышащих студентов. Раньше я учился в Омской области. По-моему мнению учили там не очень, поэтому приступать к новым дисциплинам в колледже мне тяжело. Единственное, что мы не учили в школе обществознание и информатику, поэтому для меня эти предметы новые. Учиться будет сложно, как слабослышащему, но я буду стараться, так как я считаю, что Пенза это лучший город».

 

Помимо получения профессиональных знаний неслышащие студенты принимают самое активное участие в концертах, спортивных соревнованиях, проводимых в колледже, а также мероприятиях, организуемых ВОГ г. Пензы. Сединкин Евгений - выпускник 2013 г. специальности Стоматология ортопедическая вспоминает одно из мероприятий: «Самое яркое воспоминание осталось от мероприятия «Студенческий марафон». Очень запоминающиеся конкурсы, которые проходили в парке. Это мероприятие помогло окунуться всем нам снова в детство, беззаботно веселиться и радоваться. Очень хочется дать название этому мероприятию «бриллиант», т.к. это очень веселое и эмоциональное представление. Конечно же, ещё очень понравилось посвящение в студенты. Это помогло нам сплотиться, мы начали придумывать новые номера, чтобы было интересно всем зрителям в зале. И я думаю, что мероприятие прошло на «Ура!»

 

yg7 yg5 yg6

Занятия студентов специальности Лабораторная диагностика

 

По словам заместителя директора по учебной работе Н.П.Перекусихиной в группах неслышащих студентов всегда хорошая успеваемость и дисциплина. Традиционно у них лучшие показатели в учебе и общественной жизни колледжа. По итогам семестра они занимают первые места. В группах инвалидов по слуху нет отсева по успеваемости. Артамонов Артём - студент специальности Стоматология ортопедическая признался: «Изначально, поступив в колледж, я поставил себе - цель достойно проявить себя, получая специальность. Поэтому с первого курса я учился без четверок, только на пять. Большое внимание уделял специальным предметам. Я полностью посвятил себя будущей профессии, изучаю все особенно внимательно и упорно. Моя личная цель - это доказать себе, что нет для меня ничего непосильного».

 

Кстати, Артём в марте этого года участвовал в Олимпиаде среди студентов медицинских и фармацевтических образовательных учреждений Приволжского федерального округа по специальности Стоматология ортопедическая, дисциплине «Несъемные протезы», которая проходила в городе Уфа, и занял II место! К слову сказать, он был единственным неслышащим участником Олимпиады. Но это не помешало ему показать высокий уровень своей подготовки.

 

Также меня заинтересовал вопрос трудоустройства неслышащих студентов. По данным Минтруда уровень занятости инвалидов по слуху в России не превышает 20%. В то время как в рамках колледжа проведенный анализ трудоустройства показал, что по специальности работают до 85% выпускников. По словам заведующей производственной практикой Н.П.Саратовцевой, отзывы, полученные от работодателей об их работе, имеют высокую оценку. Руководители учреждений здравоохранения в отзывах отмечают, что глухой специалист имеет важное качество - делать все основательно, профессионально и так, как его научили.

 

Удалось связаться Дмитрием Пчелинцевым, выпускником 2013 г. специальности Стоматология ортопедическая. Вот что он говорит о своих профессиональных успехах и годах обучения в колледже: «Наш колледж - это строгий и чистый дом. Я учился там всего 4 года. Многому научился, а именно важным вещам, в том числе и медицине. Благодаря этой учебе, я смело готов к самостоятельной жизни. Много хороших воспоминаний осталось от колледжа. Да, конечно уходить из колледжа было очень тяжело. И еще было больно расставаться с одногруппниками. Я никогда не забуду колледж и буду часто вспоминать интересную студенческую жизнь. Сейчас работаю зубным техником в Тамбовской областной поликлинике. Делаю зубные протезы (коронки и съемные протезы). В общем и целом, у меня на работе все замечательно. Сотрудники и зубные техники меня уважают и относятся ко мне хорошо. Я также отношусь к ним с большим уважением. Пожелаю младшим курсам интересного и добросовестного обучения, отличной сдачи экзаменов, без шпаргалок! Больше уважения к нашим преподавателям, и никогда не теряйте свой боевой дух!».

 

yg9 yg yg8

 

В свободное время неслышащие студенты смотрят фильмы, конечно, с субтитрами, есть специальные торрент-треккеры, где все фильмы только с субтитрами. Некоторые глухие даже любят слушать музыку, говорят, что слышат ритм, еще даже на дискотеку ходят просто потанцевать. А вы когда-нибудь видели как глухие «поют»? Это потрясающе! Для глухих песня - это не слова и музыка, это увлекательное приключение, палитра пережитых эмоций. Они поют душой. И нет в этом ни капли неискренности. Все эти эмоции они исполняют и передают жестами. В нашем колледже существует студия жестовой песни «Стимул». Там ребята занимаются, оттачивая свое мастерство исполнения. Воспитанники этого коллектива, Мария Мясникова (группа 3а-8) и Шайкин Андрей (группа 3а-10) стали лауреатами VII-ого Межрегионального фестиваля жестовой песни «Как взмах крыла», проходившего в городе Волгоград в 2012 г.

 

Ребята имеют возможность заниматься в спортивных секциях, принимать участие в спортивных состязаниях, где показывают высокие результаты. Так в 2011 году команда неслышащих и слабослышащих студентов колледжа завоевала 7 медалей в 1 Всероссийской спартакиаде инвалидов России в г. Москве.

 

А вы хоть раз наблюдали за тем как общаются глухие люди? Они абсолютно не обращают внимания на окружающих, оживленно жестикулируют, при этом на лицах отражается вся палитра чувств, все оттенки переживаний. Вообще люди с частичным или полным отсутствием слуха очень ранимые. Они воспринимают собеседника по выражению лица. Если на лице негативные эмоции, то могут не ответить на вопросы. Еще часто случаются ситуации, что неслышащих обманывают, ведь они доверчивые. Иногда все-таки возникают трудности в общении, так как они не понимают значения некоторых слов. Но в основном глухие люди такие же, как все слышащие.

 

Как же все- таки здорово, что колледж, в котором я учусь, помогает людям с ограниченными возможностями здоровья найти свое место в жизни, дарит им путевку в жизнь.

 

Презентация " Инновационные методы в обучении студентов – инвалидов" скачать


 
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
“Пензенский базовый медицинский колледж" Министерства здравоохранения Российской Федерации
440026, г. Пенза, ул. К Маркса/Красная, 8 / 60
Эл. почта: pbmc2003@mail.ru
Тел./ факс: (841-2) 68-85-21
Тел.приемной комиссии: (841-2) 68-87-79